Вернуться назад

Новое в земельном законодательстве!

02 апреля 2015

С 1 марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон о внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, направленный на регулирование вопросов возникновения, прекращения и осуществления прав на земельные участки, а также изменение действующего порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности. За комментарием мы обратились к председателю комитета по управлению имуществом Каменского района Наталье Викторовне Михайленко.

- Какие главные законодательные новшества в сфере земельных отношений вступили в силу с 1 марта 2015 года?

 С 1 марта 2015 года  вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», основными целями которого являются установление нового порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменение правового регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.

Основной целью указанного Федерального закона является совершенствование действующего порядка предоставления земельных участков из публичной собственности посредством снижения административных барьеров и сокращения избыточных согласований.

 Масштаб вносимых изменений внушителен: Земельный кодекс РФ дополнен шестью новыми главами, при существенном изменении или исключении положений действующих статей Земельного кодекса РФ. Изменения также нашли отражение в Гражданском кодексе РФ, в Градостроительном кодексе и в ряде иных законодательных актов.

         К ключевым изменениям относится следующее:

         изменен порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: определены особенности приобретения участка на торгах и без проведения торгов, а также за плату и бесплатно.

 В Земельный кодекс РФ введена новая глава V.l, устанавливающая исчерпывающий перечень случаев, когда предоставление земельных участков может производиться без проведения торгов. К таким случаям относится, среди прочего: предоставление участка для комплексного освоения территории; участка, образованного в границах застроенной территории, лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории; земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, их собственникам; для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов.

 Установлена обязанность органов местного самоуправления выставлять на торги, проводимые в форме аукционов, свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц, за исключением случаев, когда такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, ограничен в обороте и т. п.

         Предусмотрена возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

В Гражданский кодекс РФ внесено дополнение в части оснований прекращения права собственности.

         Согласно данному Закону объект незавершенного строительства подлежит отчуждению при прекращении договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если он был предоставлен застройщику по результатам аукциона или без проведения торгов в целях завершения строительства объекта незавершенного строительства и строительство этого объекта так и не было завершено.

         Данная норма направлена на стимулирование застройщиков к соблюдению сроков строительства на публичной земле.

         Изменения, вносимые Законом, также коснулись вопросов порядка образования земельных участков; перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности; вопросов передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или собственность субъектов РФ, а также иных сфер. Кроме того, Законом предусмотрены довольно обширные переходные положения, направленные на облегчение процесса внедрения новых правил и процедур.

- Каким образом, согласно новому законодательству, определены полномочия по управлению и распоряжению земельными участками?

         В Федеральный закон от  25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса РФ» внесено изменение, касающееся управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Так, органы местного самоуправления поселений получили право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения. А если земельный участок расположен на территории населенного пункта, в котором правила землепользования и застройки не утверждены, – органы муниципального района.

- Каким образом будет выполняться управление и распоряжение земельными участками в нашем районе?

         Между администрациями поселений и администрацией района заключены соглашения о взаимодействии при распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в целях обеспечения эффективного использования земельных ресурсов. В рамках данного соглашения муниципальный район оказывает содействие поселениям по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, посредством участия в формировании документации о земельных участках, подготовке проектов документов, организации проведения установленных законодательством Российской Федерации мероприятий и процедур, по управлению и распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселений.

 - Куда следует обращаться желающим приобрести земельные участки?

 Гражданам и юридическим лицам, решившим реализовать свои права и обязанности по оформлению или прекращению прав на земельные участки, необходимо обращаться в Администрации поселений, на территории которых расположены земельные участки или комитет по управлению имуществом Каменского района по адресу: Каменский район, р.п. Глубокий, пер. Чкалова, 22, тел. 8(6365)95580.

В настоящее время проводится работа по подписанию соглашений между МАУ МФЦ Каменского района и администрациями сельских (городского ) поселений о взаимодействии.

МФЦ Каменского района в п. Глубокий


На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных.
Помощник "Мои Документы" close