Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта
8 мая текущего года принят областной закон №1081-ЗС «Об адресной социальной помощи в Ростовской области», которым предусмотрено оказание адресной социальной помощи в виде социального пособия на основании социального контракта, оказываемой малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.
После опубликования в газете «Наше время» (от 16.07.2013 №357-361-спецвыпуск) вступило в силу постановление правительства Ростовской области от 4.07.2013г. №429 «Об оказании адресной социальной помощь на основании социального контракта».
Социальный контракт – это соглашение, которое заключается между гражданином и органом социальной защиты населения с целью помочь человеку выйти из трудной жизненной ситуации.
Задача социального контракта – перейти к активным моделям социальной помощи тем, кто реально в этом нуждается, решить проблему иждивенческих настроений среди населения, стимулировать людей на поиски выхода из трудного положения и повысить их экономическую активность.
Основная задача органов социальной защиты населения в первую очередь предложить социальный контракт именно тем гражданам, у которых имеется трудовой потенциал, и семьям с детьми.
Социальный контракт заключается с членом малоимущей семьи, в том числе неполной малоимущей семьи или малоимущим одиноко проживающим гражданином Российской Федерации. При этом семья должна проживать на территории Ростовской области, иметь про независящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, и находится в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность малоимущей семьи, в том числе неполной малоимущей семьи или малоимущего гражданина (инвалидность, болезнь, малообеспеченность, безработица), короткую они не могут преодолеть самостоятельно.
Неотъемлемой частью социального контракта является программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации поручителями адресной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:
- поиск работы;
- прохождение профессиональной подготовки;
- ведение личного подсобного хозяйства;
- осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;
- необходимость лечения, в том числе от алкоголизма и наркомании;
- устройство ребенка в дошкольную образовательную организацию;
- погашение задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги во избежание выселения в установленном порядке из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма.
Размер социального пособия на основании социального контракта определяется как разница между величиной прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения и среднедушевым доходом малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
При предоставлении адресной социальной помощи в виде социального пособия а основании социального контракта используется величина прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения на момент подачи гражданином письменного заявления.
Заключение социального контракта и предоставление социального пособия на основании социального контракта осуществляется по заявительному принципу: заявитель – взрослый член малоимущей семьи, малоимущий одиноко проживающий гражданин — должен обращаться в орган социальной защиты населения по месту жительства с письменным заявлением по установленной форме и всеми необходимыми документами:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в том числе членов семьи, включая несовершеннолетнего ребенка (детей) старше 14 лет;
- свидетельство о рождение детей в возрасте до 14 лет;
- справка о составе семьи по месту регистрации гражданина, в случае если указанные сведения не находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
- справка (справки), подтверждающая инвалидность, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, в случае если в семье имеются инвалиды;
- документы о заработке гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления.
К заявлению прилагается анкета о семейном и материально-бытовом положении (оценка ситуации), которая заполняется специалистом органа социальной защиты населения в ходе беседы, куда заносятся возможности (потенциал) семьи по выходу из трудной жизненной ситуации, проблемы и трудности, которые этому мешают, пожелания семьи – ее видение возможных путей выхода на самообеспечение.
На основании анкеты орган социальной защиты населения разрабатывает программу социальной адаптации на период действия социального контракта.
Отчеты о выполнении действий по выходу из трудной жизненной ситуации и использовании выделенных средств на цели, определенные программой социальной адаптации, предоставляются гражданами в произвольной форме и должны подтверждать понесенные расходы (оплаченные счета, кассовые и товарные чеки, договоры купи-продажи, заверенные нотариально, иные подтверждающие документы).
Процедура заключения социального контракта предусматривает возможность проверки ситуации и изложенных данных вс посещением семьи, в результате которой осуществляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи/одинокого гражданина. Акт является основанием для решения о возможности (или невозможности) включения семьи/одиноко проживающего гражданина в программу адресной социальной помощи с использованием социального контракта.
Решение выносится комиссией по оказанию адресной социальной помощи, которая рассматривает заявление об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта со всеми необходимыми документами и программой социальной адаптации.
В случае положительного решения комиссии между заявителем и органом социальной защиты заключается социальный контракт. Социальный контракт имеет форму договора о взаимных обязательствах, подписываемого руководителем территориального органа социальной защиты населения и заявителем – участником программы. Неотъемлемой частью контракта является программой социальной адаптации семьи, разработанная в ходе собеседования и уточненная решением комиссии, которая содержит план мероприятий по социальной адаптации и контрольное заключение ответственного специалиста по каждому этапу плана.
По завершении периода участия семьи в программе результаты реализации программы обсуждаются на заседании комиссии, которая принимает решение об эффективности проведенных мероприятий и необходимости (возможности) продления срока участия семьи в программе.
Таким образом, организационная схема предоставления адресной социальной помощи на основании социального контракта выглядит следующим образом:
- заявление;
- анализ ситуации анкета о семейном и материально-бытовом положении (оценка ситуации);
- обследование (акт материально-бытового обследования);
- принятие решения (разработка «Программы социальной адаптации»);
- заключение контракта;
- исполнение контракта;
- анализ эффективности исполнения контракта;
- принятие решения (продление контракта или его завершение).
Е.Л. КИРИЧКОВА, начальник УСЗН Администрации Каменского района